ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ
- парные категории диалектики, совместно выражающие один из моментов всеобщего взаимодействия - генетическую связь явлений. Принцип причинности обычно выражают формулой ? -> q (если ?, то q), в основе которой лежит определение: причина есть такое явление р, которое с необходимостью порождает другое явление q, т. е. следствие.

В силу единства мира каждое явление в той или иной степени зависит от некоторых иных явлений; формы взаимообусловленности явлений многообразны, среди них в контрасте с причинностью современный детерминизм выделяет такие негенетические зависимости, как функциональная и корреляционная связи. От объективно-реальной причинно-следственной связи надо отличать умственную операцию формально-логического следования (импликацию), которая также осуществляется по формуле р -> q, но не сопряжена непременно с идеей материального порождения одного другим (вывода q посылкой р). Процесс причинения однонаправлен, характеризуется временной асимметрией (направлен от того, что есть, к тому, что возникает), необратим, С. не может поменяться местом со своей П. - так полагают одни философы. Другие исследователи считают нелогичным утверждение о предшествовании П. следствию во времени, поскольку тогда следует допустить, что какое-то время П. не производит С., т. е. не является П.; они настаивают на одновременном сосуществовании П. и следствия и на обратном воздействии С. на П. Встречается также мнение о невсеобщности принципа причинности и даже о его устарелости; согласно такому мнению, возможны беспричинные явления и нечто может возникнуть из ничего.

П. классифицируют на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные; различают цепи причинения: однолинейные, двулинейные, с обратной связью, разветвляющиеся. Как правило, П. явлений скрыты от внешнего взора, и их нужно искать, вскрывать, вычислять, основываясь на интуиции, наблюдении, эксперименте, логическом размышлении. Индуктивные методы выявления П. были предложены Дж. Ст. Миллем, развившем подход Ф. Бэкона; это метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков. Общая идея методов состоит в рассмотрении обстоятельств изучаемого явления с тем, чтобы, исключив все те из них, которые не могут быть его П. (или С.), принять в качестве П. неисключенные обстоятельства (Б. Бирюков).

П. не действует в "чистом виде", но реализуется через многообразие других видов связи явлений, сумму которых именуют условиями; условия - вся совокупность факторов, обусловливающих возникновение интересующего нас явления. Условия бывают необходимыми, достаточными и избыточными. Необходимые условия создают реальную возможность причинения, а достаточные условия - превращают эту возможность в действительность. Вместе необходимые и достаточные условия создают основание для появления следствия как обоснованного. Определенную роль в инициации причинной связи может сыграть повод, т. е. внешнее пусковое условие случайного характера.

Поскольку не только на практике, но и в теории П. трудно отделить от условий ее действия, то постоянно противоборствуют два подхода - монокаузализм и кондиционализм. Монокаузализм признает только одну П. у каждого явления, принципиально отличая каузальность (причинность) и кондицию (условие); по существу монокаузализм отрицает роль условий в порождении причиной следствия какой-либо П. Напротив, кондиционалисты сводят П. к полной сумме всех условий, растворяют ее в них. Попытки отыскать "золотую середину" между этими т. зр. не отличаются пока логической последовательностью и ясностью.

Наибольший вклад в разработку принципа П. внесли Будда Гаутама, Аристотель, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Спиноза, Гегель, Дж. Ст. Милль. До сих пор актуально подразделение Аристотелем П. на материальные, производящие, формальные и целевые.

Д. В. Пивоваров


Современный философский словарь. — М.: Панпринт. . 1998.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ" в других словарях:

  • ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ —         филос. категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной (лат. causa) понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой др. явление; последнее… …   Философская энциклопедия

  • ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (П.) своим действием вызывает (порождает) другое явление (С). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. Аналитическое… …   Новейший философский словарь

  • Причина и следствие — Как и причинностъ, это убежденность в том, что каждое событие имеет свою причину. При проведении эксперимента гипотетической причиной считается независимая переменная, а соответствующее изменение поведения (зависимая переменная) считается… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ — философские категории, выражающие формы всеобщей связи и взаимодействия явлений, процессов действительности. Причина это го явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следствие результат… …   Тематический философский словарь

  • Причина и Следствие — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (Причина) своим действием вызывает другое явление (Следствие) …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Причина и Следствие — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (Причина) своим действием вызывает другое явление (Следствие) …   Словарь по педагогической психологии

  • Причина и следствие — – отношение, в котором изменение одной переменной (независимой) вызывает изменение другой (зависимой) …   Словарь-справочник по социальной работе

  • СЛЕДСТВИЕ —         см. Причина и следствие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СЛЕДСТВИЕ …   Философская энциклопедия

  • следствие — [результат] сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? следствия, чему? следствию, (вижу) что? следствие, чем? следствием, о чём? о следствии; мн. что? следствия, (нет) чего? следствий, чему? следствиям, (вижу) что? следствия, чем?… …   Толковый словарь Дмитриева

  • СЛЕДСТВИЕ — см. ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»